Советы логопеда

                   Государственное бюджетное образовательное  учреждение 

               средняя общеобразовательная школа  № 503 Кировского района 

            г. Санкт-Петербург

Местонахождение:

Индекс:198 207, Санкт-Петербург, Ленинский проспект д. 123 корпус 4 литер А

Положение на карте

                    Добро пожаловать на сайт нашей школы!             

 

Советы логопеда

«…от того, как прошло детство,  кто вёл ребенка за руку

в детские годы,  что вошло в его разум и сердце из

окружающего мира – от этого в решающей степени зависит,

каким человеком станет сегодняшний малыш…»

                       В. А. Сухомлинский

 

ДОРОГИЕ РОДИТЕЛИ, БАБУШКИ И ДЕДУШКИ !

 

 

   От того, как подготовлен Ваш ребенок к школе, как он социально адаптирован, зависит  будет ребенок в школе чувствовать себя комфортно или будет ежедневно на протяжении  9 – 11 лет находиться в ситуации неуспеха. А это в свою очередь зависит от того, справляется ребенок с программным материалом в классе или нет.

    Основной причиной неуспеваемости детей является затруднение или невозможность овладения навыком чтения и письма.

    Почти во всех случаях степень нарушения письма и чтения находится в зависимости от уровня развития устной речи ребенка. Если ребенок идет в школу с общим недоразвитием речи, т.е. у него нарушено звукопроизношение (см. таблицу №1), затруднения в произношении сложных слов («БАЛЕРИНА», «ВЕЛОСИПЕД» и т.п.), бедный словарный запас (не знает, что ГРУША, ЯБЛОКО, АРБУЗ – это ФРУКТЫ, не умеет изменять слова по образцу: НОРА-НОРКА, ДЛИННЫЙ-КОРОТКИЙ, ХВОСТ У ЛИСЫ-ЛИСИЙ), неправильно употребляет предлоги («Я ХОДИЛ НА КИНО»), допускает ошибки в окончаниях слов («МНЕ ПОДАРИЛИ БОЛЬШИЯ ШОКОЛАДКИ»), не умеет обозначать словами пространственное расположение предмета и его частей (СПРАВА,СЛЕВА,СНИЗУ и т.п.) , не знает названия времен года, суток и дней недели, не может посчитать и выделить звуки в слове (на какой звук начинается и заканчивается слово, сколько звуков  в простом слове («РОТ», «ДОМ»), неправильно строит предложение («ЛЕТОМ КОГДА КУПАЛИСЬ И СЕРЕЖА ЗАНЫРЯЛ»), не может рассказать, что он видел в гостях или на прогулке, то, скорее всего в начальной школе у него будет выявлено нарушение чтения и письма.

    Процессы письма и чтения представляют собой сложный процесс, в котором участвуют различные анализаторы: зрительный, двигательный, слуховой и в норме осуществляются на основе достаточного уровня сформированности определенных речевых и неречевых функций: памяти, восприятия, мышления, внимания. Поэтому, несформированность какой-либо из указанных психических функций, осуществляющих процесс чтения и письма может, вызвать нарушение процесса овладения письмом – дисграфию и нарушение процесса овладения чтением – дислекисию.

 

Таблица №1

 Примерные сроки усвоения звуков

                            

    

1-2 года

2 – 3 года

3 – 5 лет

5 – 6 лет

 

А  О  Э 

П  Б  М

 

И  Ы  У 

Ф  В 

Т  Д  Н 

Г  К  Х  Й

 

 

С  З  Ц 

Ш  Ж 

Ч  Щ

 

Р

Л

 

Не позднее, чем к 5 – 6 годам ребенок должен овладеть правильным произношением всех звуков родного языка. Всякие нарушения в произношении звуков после этого возраста рассматриваются, как дефекты произношения, исправлять которые бывает очень трудно.

Тяжелее всего даются шипящие, свистящие, а также [р] и [л].

 

«…ничто не остается неподвижным, неподатливым,

а все всегда может быть достигнуто, изменяться к лучшему,

 лишь бы были осуществлены соответствующие условия...»

И.П. Павлов

 

 

                 КАЖДЫЙ ДЕНЬ :-))))))))

 

 

Pазговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.

Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на несколько слов длиннее, чем у ребенка.

Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, говорите "Что он делает?" вместо «Он играет?»

Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы.

Слушайте звуки и шумы. Спросите «Что это (машина, поезд, самолет, ветер  и т.п.)

Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю вам или кому-нибудь еще.

 

 

 

 

 ЧЕТЫРНАДЦАТЬ ОСНОВНЫХ ПРАВИЛ КРАСИВОЙ РЕЧИ.

1.      При разговоре необходимо придать телу удобную позу (мышцы шеи и плеч не напряжены, плечи отведены назад и располагаются на одном уровне).

2.      Во время речи следует держаться естественно, желательно смотреть на собеседника.

3.      Перед началом речи сделайте вдох (при вдохе не поднимайте плечи) и сразу же начинайте говорить на плавном выдохе, не торопясь, слитно.

4.      Четко артикулируйте, произносите гласные протяжно.

5.      Согласные произносите легко, свободно, без напряжения.

6.      В каждом слове выделяйте ударный гласный звук, произносите его громче и длительнее остальных гласных в этом же слове.

7.      Первое слово во фразе говорите тихо, низким голосом, немного медленнее обычного.

8.      Длинные предложения делите на смысловые отрезки. Все слова внутри отрезка и короткие предложения произносите слитно, как одно длинное слово.

9.      Четко выдерживайте паузу в конце предложения и между его смысловыми отрезками.

10.  Избегайте монотонности. Говорите выразительно.

11.  Выдерживайте ровный умеренный темп и ритм речи. Говорите уверенно и спокойно.

12.  Не спешите с ответом. Сначала обдумайте высказывание.

13.  При неудачах остановитесь, успокойтесь и продолжайте говорить более медленно, пока не почувствуете уверенность в речи.

14.  Постоянно контролируйте себя: не делайте лишних движений руками, ногами, головой, туловищем.

 

 

  

 УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА.

 1. Определение количества звуков в слове и их последовательности. (Сколько звуков в слове «кран»? Какой 1,2, 3, 4?),

2. Придумывание слов с определенным количеством звуков.

3. Узнавание слов, предъявленных ребенку в виде последовательно произнесенных звуков. (Какое слово получится из этих звуков: к-о-ш-к-а).

4. Образование новых слов с помощью «наращивания» звуков. (Какой звук надо добавить к слову «рот», чтобы получилось новое слово? Крот-грот, пар-парк, Оля-Коля, Толя, Поля).

5. Образование новых слов путем замены в слове первого звука на какой-либо другой звук.(Дом-сом, лом, ком, Том, лом).

6. Образование из звуков данного слова возможно большего количества слов, ТРАКТОР - рак, так, рот, рок, ток, кот, кто, рота, кора, торт, корт, крот, такт, тракт.

7. Отобрать картинки, в названии которых 4-5 звуков.                                            

 8. Вставить пропущенные буквы в слова: ви.ка, ди.ан, ут.а, лу.а, б.нокль и т.д.

 

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 14.09.2018
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»